Организация
сотрудничества учителя-логопеда и родителей на базе логопедического пункта
детского сада.
Полицковая Оксана Леонидовна, учитель-логопед
ГБДОУ
детский сад №137 Невского района г. Санкт- Петербурга.
Воспитатели, учителя, дефектологи, психологи,
врачи и сами родители повсеместно отмечают, что детей с непонятной речью
становится с каждым годом больше. Речь у детей все чаще начинает формироваться
с опозданием. Причины и виды речевых расстройств увеличиваются и усложняются.
Цель этой статьи - рассказать, как на базе
дошкольного образовательного учреждения в условиях функционирования
стационарного логопедического пункта, объединив усилия родителей и
учителя-логопеда, максимально оказать квалифицированную логопедическую помощь
каждому нуждающемуся ребенку, начиная с двухлетнего возраста.
Я знакомлюсь с родителями еще до поступления их
детей в дошкольное образовательное учреждение. Весной на первом организационном
собрании рассказываю о системе
логопедической помощи детям, проводимой в районе и городе. Предлагаю родителям
заполнить анкеты и опросники учителя-логопеда, получаю согласие на изучение
состояния речи детей. Это позволяет мне собрать анамнез будущих воспитанников,
уточнить состояние речи детей на данном возрастном этапе, привлечь внимание
родителей к речевому развитию ребенка. Я приглашаю родителей на первичные
индивидуальные консультации, которые
провожу в апреле, мае, июне. Родители будущих воспитанников узнают о возрастных
нормах становления речи малышей, о значимости развития мелкой и артикуляционной
моторики, слухового и зрительного внимания. Учитель-логопед объясняет, как важно приучить ребенка чистить
зубы и язык утром и вечером, привить ребенку гигиенические нормы. Педагог
советует родителям своевременно обращаться к медицинским специалистам.
Стоматолог поможет сохранить молочные зубы, которые участвуют в правильном
произношении некоторых звуков. Консультации отоларинголога позволят избежать
осложнений заболеваний органов дыхания и слуха, выявить на раннем этапе
возможные нарушения слуха. Консультации невролога позволяют уточнить
неврологический статус ребенка, а при необходимости вовремя начать лечение.
Родители узнают, что отсутствие речи у ребенка может быть обусловлено тяжелыми
речевыми нарушениями. Логопедическая
помощь детям с тяжелыми речевыми нарушениями (моторной, сенсорной алалией,
стертой дизартрией) наиболее эффективна при параллельном медицинском
сопровождении и активном сотрудничестве родителей, учителя-логопеда и
дефектолога. На этом этапе учитель-логопед общается с родителями, знакомит их с
логопедической литературой, рассказывает
о развивающих играх, направленных на становление
всех сторон речи, о пользе массажа пальцев рук, мимических мышц, ушных раковин.
В сентябре учитель-логопед наблюдает за периодом
адаптации малышей, беседует с воспитателями, проводит индивидуальные
консультации и анкетирование родителей.
Пристальное внимание требуют дети, которые не
используют вербальные средства общения, не понимают инструкций взрослых
или говорят очень невнятно. Рекомендую взрослым наблюдение за процессом приема
пищи детей: жует ли ребенок твердую пищу, не давится ли едой, не выливается ли
жидкость изо рта во время питья, какими зубами ребенок пережевывает пищу, умеет
ли малыш пить из трубочки. Наблюдение во время прогулки, на спортивных и
музыкальных занятиях позволит определить физический статус ребенка.
Учитель-логопед должен обратить внимание на детей, которые испытывают
затруднения при выполнении мелких, дифференцированных движений руками.
Нарушения координации, недостаточный объем движений, нарушение темпа в сторону
ускорения, хаотичные, суетливые движения ребенка, нарушения походки, осанки
ребенка могут свидетельствовать о наличии у воспитанника стертых форм
дизартрии.
Соотнесение
первичных полугодичных данных о ребенке и анализ состояния речевого, психического и моторного
развития на момент начала пребывания в дошкольном учреждении позволяет выявить
группу риска детей по речевому развитию и начать квалифицированную помощь малышу и его семье. Учитель-логопед, опираясь
на медицинские заключения, собственные наблюдения, результаты логопедического
обследования уточняет речевой диагноз, выявляет причины речевого нарушения,
планирует и организует индивидуальную коррекционную помощь ребенку,
координирует работу воспитателей и родителей.
В течение учебного года учитель-логопед проводит
индивидуальные консультации для
родителей, практические занятия для родителей и детей с тяжелым
нарушением речи, во время которых обучает взрослых приемам логопедического
массажа, массажа пальцев рук, мимических мышц, показывает игровые и доступные
формы проведения артикуляционной гимнастики. Дает родителям домашние задания по
развитию всех сторон речи, рекомендует в помощь соответствующую логопедическую
литературу. На родительских собраниях учитель-логопед рассказывает об общих
речевых проблемах, отвечает на вопросы, которые интересуют большинство
родителей конкретной возрастной группы. В каждой группе представлены для родителей
логопедические информационные папки. На сайте детского сада размещаю обучающие
материалы по логопедии в доступной и понятной форме.
Учитель-логопед логопедического пункта в массовом
детском саду ведет занятия с детьми подготовительной и старшей группы с
диагнозом НПОЗ. Дети с тяжелыми нарушениями речи должны поступать в
специализированные дошкольные учреждения. Но практика показывает, что по разным
причинам и на логопедических пунктах обучаются дети с тяжелыми речевыми
нарушениями. Если до поступления ребенка в детский сад начать диагностическую,
а далее профилактическую коррекционную работу в условиях стационарного
логопедического пункта, то ребенок и его
семья, не дожидаясь взросления малыша до пяти, шести лет, получают возможность
квалифицированной логопедической помощи с раннего возраста. Реализация ранней диагностики нарушений речевого
развития и последующая правильно организованная логопедическая помощь позволяет
ребенку в будущем хорошо учиться в школе, получать разностороннее образование,
быть успешным.
Примерные темы консультаций для родителей:
1. Возрастные нормы речевого развития детей.
2. Причины речевых нарушений и пути их устранения.
3. Как выполнять артикуляционную гимнастику с
ребенком дома.
4. Развиваем мелкую моторику - улучшаем речь.
5. Как развивать слуховое внимание и
фонематический слух у детей.
6. Готовность к школьному обучению.
7. Что и как читать малышу.
8. Умная и развивающая игрушка.
9. Обучение приемам самомассажа.
10.Развиваем речь и
укрепляем здоровье ребенка.
11.Как выполнять упражнения для развития
речевого дыхания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий